Кадровый менеджмент

Инновационная стратегия Швеции

Малашкина Наталья
02 марта 2006 г.
В передовых странах разработка и использование технологических инноваций является решающим фактором устойчивого социально-экономического развития. Такие страны, как правило, обладают ограниченными запасами природных ресурсов, вследствие чего вынуждены развивать производство конечной продукции и сферу услуг. Для развивающихся стран, напротив, основой экономики является ресурсодобывающая и перерабатывающая промышленности. В результате, им не остается ничего другого, как открывать свои внутренние рынки для наукоемкой продукции промышленно развитых стран, таким образом лишь упрочняя их лидирующее положение. Для того, чтобы вырваться из замкнутого круга таким странам, как Россия необходима долговременная стратегия ресурсно-инновационного развития и устойчиво высокие инвестиции в эту сферу.

Однако, как показывает опыт зарубежных стран, в частности Швеции, в условиях глобальной конкуренции самое трудное – это не достичь статуса промышленно развитой страны, а удержать его.

Чуть более года назад в результате кадровых перестановок в правительстве социал-демократов произошло слияние двух министерств – министерства образования, отвечавшего в том числе за научные исследования, и министерства культуры.

Первым главой Министерства образования, исследований и культуры с 1 ноября 2004 года стал Лейф Пагротски (Leif Pagrotsky), до этого в течение двух лет занимавший пост министра промышленности Швеции. Кандидатура главы объединенного ведомства, как и ожидалось, не вызвала критики со стороны сдержанной шведской общественности, в то время как сама передача трех столь обширных областей ответственности «под крышу» одного министерства было воспринято весьма неоднозначно. Основное беспокойство до сих пор продолжают высказывать представители научной среды, опасающиеся последующего сокращения финансирования исследовательской деятельности университетов как главных центров инновационных идей и разработок в стране.

Согласно данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) за период с 1981 по 2001 гг. Швеция переместилась с пятого на второе место в рейтинге стран, инвестирующих в исследовательскую деятельность и технологические разработки (R&D). Благодаря выпуску высокотехнологичной и наукоемкой продукции Швеции есть что предложить на международном рынке. Особо впечатляют успехи Швеции в области биомедицины и высоких технологий, что было бы недостижимо без тесного взаимодействия науки, в лице университетов, и промышленности как основного заказчика.

Однако в скором времени этот баланс может быть нарушен, считает ректор ведущего медицинского вуза Швеции, Karolinska Institutet, Харриет Уолберг-Хенрикссон (Dagens Nyheter, 08.08.2005). В результате слияния министерств осенью 2004 года, под ударом, по мнению ректора, более всех оказалась именно сфера исследований.

Министр, который вынужден заниматься одновременно вопросами культуры, высшего образования и исследовательской деятельности, имеет мало шансов уделять должное внимание последней. Необходимо, чтобы за область исследований и инноваций отвечало отдельное ведомство во главе с собственным министром, обличенное реальными полномочиями, считает ректор.

Другим тревожным показателем, по мнению ректора, является то, что уровень государственного финансирования вот уже десять лет остается без изменения – менее 1% ВВП, в то время как правительства других стран активно увеличивают объем государственных ассигнований в R&D. Если так пойдет дальше, то вскоре шведским предприятиям будет нечем затмить своих конкурентов на внешних рынках.

Возможно, опасения профессора не так уж и беспочвенны – одного министра для управления тремя областями действительно недостаточно. Однако, сфера исследований в данном случае «страдает» менее всего, поскольку является приоритетной не только для министерства образования и культуры, но и для министерства промышленности. Томас Острос (Thomas Östros), в данный момент возглавляющий министерство промышленности, знает о проблемах, с которыми сталкивается наука, не понаслышке – до ноября 2004 года он сам занимал должность министра образования. 1 ноября 2004 он и Лейф Пагротски «обменялись» постами, после чего вместе принялись за разработку программы инновационной политики Швеции, за которую несут и совместную ответственность.

Стратегия, совместно разработанная министерствами в 2004 году, получила название «Инновационная Швеция» (“Innovativa Sverige”) и определила основные направления деятельности правительства в области инноваций. Данная стратегия содержит основные направления инновационной политики вплоть до 2010 года. Правительство выделяет четыре приоритетные области развития:

  • Развитие базы знаний для разработки инноваций
  • Развитие инновационного предпринимательства
  • Государственные вклады в инновационную сферу
  • Развитие людей в инновационной среде

“ Innovativa Sverige” есть не что иное, как отражение общеевропейского процесса: Швеция лишь старается послушно следовать Лиссабонской стратегии ЕС, по которой к 2010 году Европа должна стать регионом с самой конкурентоспособной экономикой в мире. Швеция же, в свою очередь, будет стремиться в границах Европы стать страной с самой конкурентоспособной экономикой, основанной на знаниях.

На этом разработка стратегических направлений исследовательской деятельности не останавливается. Весной 2005 года Правительство совместно с представителями шести ключевых отраслей шведской экономики и их профсоюзными организациями приступило к составлению новой стратегической программы их развития. К числу данных отраслей относятся: автомобилестроение, IT, лесная и деревообрабатывающая промышленность, металлургия, фармацевтическая промышленность и биотехническая отрасль. На предприятиях данных отраслей трудятся более 600 тысяч шведов, и на их долю приходится свыше 80% инвестиций, осуществляемых промышленностью в R&D в целом. Программа должна быть представлена в готовом виде до конца осени 2005 года; в ней будут определены конкретные мероприятия, которые позволят Швеции усилить свои позиции как производителя инновационных товаров и идей по шести обозначенным направлениям.

Так что упреки в адрес Правительства в недостатке внимания науке несколько преувеличены. Обещают, что также будет увеличен процент, отчисляемый государством на нужды исследовательской сферы. В начале сентября в ходе семинара, посвященному официальному визиту норвежского министра промышленности, Томас Острос заявил, что будет настаивать на повышении государственного финансирования этого сектора с 0,93% общенационального дохода до 1%. Возможно, повышение до 1% кому-то покажется скромным, но хитрость, со слов Остреса, заключается в том, что бюджет науки будет расти вслед за ростом ВВП, что, собственно, сегодня и происходит (Dagens Nyheter, 02.09.2005). Свое предложение он собирается внести на рассмотрение партийного конгресса, который состоится в начале ноября, но, поддержат ли его идею соратники по партии, он не знает.

Финансирование исследований и развития осуществляется государством не только посредством статьи в бюджете, но и через исследовательские фонды. Основная цель таких фондов – содействие развитию контактов между высшими учебными заведениями и промышленными предприятиями. Несмотря на то, что средства на осуществление своей деятельности они получают от государства, оно никак не вмешивается в их деятельность и, в частности, в вопросы распределения средств. К наиболее известным относятся: Фонд знаний (KKS), Фонд интернационализации высшего образования и исследований (STINT), Фонд стратегических исследований (SSF) и др. Помимо них поддержку и финансирование исследовательской деятельности отказывают и различные министерские агентства: Агентство по инновационным системам (Vinnova), Агентство по энергетике (STEM), Фонды трансферта технологий (Teknikbrostiftelser), сеть агентств ALMI-group, Агентство по экономическому и региональному развитию (NUTEK). Еще одним влиятельным фондом является Промышленный фонд развития (Industrifonden), но финансирования из государственной казны он не получает. В 2005 году государство совместно с Industrifonden и сетью Teknikbrostiftelser учредило новую структуру – Innovationsbron AB. В ее распоряжение в течение десяти лет будет передано 1,8 млрд. крон, которые планируется потратить на содействие коммерциализации исследовательских идей и результатов исследований.

Как видим, за будущее инновационной сферы в Швеции сильно тревожиться не стоит. Но критика нет-нет да появится, цель – не дать властям расслабиться. И это вполне оправданно, поскольку то, что сегодня страна вкладывает в область исследовательских разработок, с лихвой окупится на международном рынке не в таком уж далеком будущем. Правительство Швеции, 40% национального дохода которой приносят экспортеры, это прекрасно понимает и активно поддерживает имидж своей страны как мирового лидера в сфере инноваций.

Малашкина Наталья
Журнал "Экономика России: ХХI век"


статьи

Постоянная переменная
Темпы работы современного бизнеса требуют от компании постоянных изменений. Нововведения появляются так быстро, что персонал далеко не всегда успевает к ним приспособиться. Как выстроить процесс преобразований так, чтобы люди не уставали и сохраняли к ним интерес?

Посвящение пионерам: как и зачем проходили российские IPO
2005-й стал «годом русских IPO» на западных биржах, и постепенно вырисовываются определенные закономерности первичных размещений российских эмитентов. Эти данные и обобщила работа, о которой мы хотели бы рассказать. «Пионеры российского IPO» (“Russia’s IPO pioneers”, pdf, 3 Мб) – это аналитический обзор 23 первичных размещений, проведенных российскими компаниями, дополненный характеристиками бирж, где эти размещения проходили, от РТС до NASDAQ.

и не только

Интервью с Рональдом Шатцем, президентом компании «Media Tenor»: «В мире не знают, что в России есть успешные компании»
Медиа-анализ — новое предложение для российского бизнеса. В России с такого рода исследованиями знакомы немногие. Однако медиа-анализ может оказаться весьма и весьма полезным для отечественных компаний. По мнению Рональда Шатца, президента компании «Media Tenor», традиционные способы продвижения продукции, например, реклама, уже давно перестали быть эффективными, особенно в России, где люди просто ей не верят.

Интервью: Олег Шуляковский, бывший гендиректор Балтийского завода
Я и сейчас с трудом верю, что завод продан

Олег Шуляковский, проработавший на Балтийском судостроительном заводе 34 года, в том числе последние 14 лет — в качестве генерального директора, на прошлой неделе объявил о своей отставке. Поводом для этого стала покупка контрольного пакета акций завода группой Объединенная промышленная корпорация, принадлежащей акционерам Межпромбанка. Возглавляя предприятие с 1991 г., Шуляковский всегда умел найти общий язык с неоднократно менявшимися собственниками, но не в этот раз. Реальными причинами ухода он называет разочарование в перспективах российского судостроения и нежелание участвовать в любых проектах, которые приведут к ликвидации родной верфи. О том, почему ситуация стала столь критичной, Олег Шуляковский рассказал в интервью “Ведомостям”. — Группа “ИСТ”, продавшая акции завода Объединенной промышленной корпорации, впервые стала акционером Балтийского завода в 1992 г. Почему именно “ИСТ” получила контроль над предприятием?