Кадровый менеджмент

Посвящение пионерам: как и зачем проходили российские IPO

Федор Богдановский
26 января 2006 г.
2005-й стал «годом русских IPO» на западных биржах, и постепенно вырисовываются определенные закономерности первичных размещений российских эмитентов. Эти данные и обобщила работа, о которой мы хотели бы рассказать. «Пионеры российского IPO» – это аналитический обзор 23 первичных размещений, проведенных российскими компаниями, дополненный характеристиками бирж, где эти размещения проходили, от РТС до NASDAQ.

Посвящение пионерам: как и зачем проходили российские IPOЦелью такого обзора его создатель, консалтинговая компания PBN, называет «описание первой волны размещений российских компаний». Оценивая успехи и неудачи тех, кто уже прошел через горнило публичного размещения, авторы стремятся снабдить и компании, и потенциальных инвесторов одним полезным инструментом: информацией об опыте их предшественников. Учитывая, что в 2006 году, по прогнозам, российские эмитенты проведут IPO на вдвое большую сумму, чем в 2005 г. (а в 2005 г. она составила рекордные $5 млрд), такой опыт окажется очень востребованным.

В предисловии к англоязычному обзору рывок российских эмитентов на международные рынки воспринимается не без удивления: «Кто бы мог подумать всего два года назад, что имена «Система» и «ЕвразХолдинг» станут привычными в международных инвестиционных кругах? Или «Пятерочка», если, конечно, кто-то способен это выговорить». С другой стороны, стремление многих российских компаний «выйти на IPO» признается обоснованным. На фоне стагнации развитых рынков западные инвесторы охотно инвестировали в более доходные бумаги российских компаний. Экономический рост, политическая стабильность и совершенствование корпоративного управления в России придали инвесторам дополнительную решимость. Впрочем, как отмечается в исследовании, многие российские эмитенты проводят IPO не столько ради денег, сколько ради совсем иных вещей. Во-первых, успешное IPO (особенно на западных биржах) – это некий знак качества, положительная оценка менеджмента компании, ее прозрачности, репутации и т.д. Во-вторых, действует сугубо российский фактор: привлекая западных акционеров, компании надеются заручиться их политической поддержкой у себя дома. Кроме того, сами западные инвесторы хотят диверсифицировать свои российские вложения, уходя из политически рискованных ресурсных активов в более динамичные компании потребительского сектора. Именно это обстоятельство, говорится в отчете, обеспечило громкий успех лондонского IPO АФК «Система», который стал сигналом к действию для многих других российских компаний, ориентированных на потребительский рынок, от интернет-бизнесов до производителей продуктов питания.

Поскольку PBN опубликовала полный текст обзора, его подробное изложение будет излишним. Тем более что большую часть работы составляют конкретные данные о том, как размещались и продавались отечественные первопроходцы IPO: объемы выпуска, цена размещения и показатели спроса, характеристика эмитента, динамика стоимости его акций и т.д. Ценность обзора не только в систематизации большого объема информации, начиная с 1996 года (первое российское IPO, проведенное «ВымпелКомом») и заканчивая декабрем 2005 года, но и в том, что отчет написан явно с ориентацией на инвесторов и построен на данных, интересующих именно их (и, соответственно, публикуемых согласно законам о раскрытии информации). Это и показатели доходности от вложений в акции тех или иных российских эмитентов, и данные о собственниках компаний, и координаты директоров по связям с инвесторами. Наконец, здесь же представлен перечень российских компаний, планирующих IPO в течение ближайших 3 лет, с указанием предполагаемых сумм, которые будут ими привлечены.

Правда, авторы исследования склонны давать на будущее довольно сдержанные прогнозы. «Несмотря на большой интерес инвесторов к российским ценным бумагам, высокий спрос не может быть вечным, - говорит вице-президент The PBN Company Том Блэквелл. - В будущем российские эмитенты не смогут достичь того уровня цены за акцию, который удалось получить их предшественникам. В начале года выбор игроков потребительского рынка был ограничен, поэтому инвесторы были готовы платить за перспективы роста в этой сфере. Теперь они более разборчивы. Компании будут вынуждены снизить свои ожидания по цене размещения, чтобы сделать свои предложения более привлекательными и убедительными для инвесторов».

Федор Богдановский
Акционерный вестник


статьи

«В мире не знают, что в России есть успешные компании»
Медиа-анализ — новое предложение для российского бизнеса. В России с такого рода исследованиями знакомы немногие. Однако медиа-анализ может оказаться весьма и весьма полезным для отечественных компаний. По мнению Рональда Шатца, президента компании «Media Tenor», традиционные способы продвижения продукции, например, реклама, уже давно перестали быть эффективными, особенно в России, где люди просто ей не верят.

В поисках баланса
Умение распределять усилия между задачами сегодняшнего дня и работой на перспективу сродни умению ходить по канату. Корпорации обретут важные преимущества, если научатся держать равновесие.

и не только

Интервью с Рональдом Шатцем, президентом компании «Media Tenor»: «В мире не знают, что в России есть успешные компании»
Медиа-анализ — новое предложение для российского бизнеса. В России с такого рода исследованиями знакомы немногие. Однако медиа-анализ может оказаться весьма и весьма полезным для отечественных компаний. По мнению Рональда Шатца, президента компании «Media Tenor», традиционные способы продвижения продукции, например, реклама, уже давно перестали быть эффективными, особенно в России, где люди просто ей не верят.

Интервью: Олег Шуляковский, бывший гендиректор Балтийского завода
Я и сейчас с трудом верю, что завод продан

Олег Шуляковский, проработавший на Балтийском судостроительном заводе 34 года, в том числе последние 14 лет — в качестве генерального директора, на прошлой неделе объявил о своей отставке. Поводом для этого стала покупка контрольного пакета акций завода группой Объединенная промышленная корпорация, принадлежащей акционерам Межпромбанка. Возглавляя предприятие с 1991 г., Шуляковский всегда умел найти общий язык с неоднократно менявшимися собственниками, но не в этот раз. Реальными причинами ухода он называет разочарование в перспективах российского судостроения и нежелание участвовать в любых проектах, которые приведут к ликвидации родной верфи. О том, почему ситуация стала столь критичной, Олег Шуляковский рассказал в интервью “Ведомостям”. — Группа “ИСТ”, продавшая акции завода Объединенной промышленной корпорации, впервые стала акционером Балтийского завода в 1992 г. Почему именно “ИСТ” получила контроль над предприятием?