Кадровый менеджмент

Наблюдайте за вашим бизнесом немного со стороны, как за текущей рекой...

Алексей Душкин
22 мая 2012 г.
— В принципе, весь прорыв в Японии сделан американскими экономистами. Так что все внедренные в Японии системы качества — пресловутый кайдзен — действительно разработан американцами. В итоге японцы просто доработали эти принципы и внесли в них некий национальный колорит. Этому посвящено множество книг. «Toyota» («Тоёта»), «Toyoda» («Тоёда»), как это правильно говорится — как фамилия основателя компании Киитиро Тоёда — это великая компания, которая на сегодняшний день по качеству является лидером. И нам еще учиться, учиться и учиться у нее.

Я был в Японии и могу с уверенностью сказать, что японский кайдзен чувствуется во всем. И прежде всего в том, что каждый сотрудник в Японии старается сделать свою работу обдуманно и качественно. Вот очень простой пример: кустарник. Люди стригут кустарник во всех странах мира, но только в Японии выстригают некие укрытия, где человек может побыть в тени, и ставят там небольшую скамеечку.

Та же самая стрижка кустарника превращается у них в настоящее искусство. Плюс они всегда думают о комфорте человека. Еще один простой пример — как там сделаны оградительные, в основном железные поручни вдоль дорог. У нас и во всех странах мира они выглядят, как три железки друг над другом, которые просто и не перелезешь. В Японии они делаются таким образом, что на них можно еще и присесть, то есть в разных плоскостях. Получается, что это заодно и скамеечка, на которой удобно отдохнуть. Мы путешествовали по Японии на автобусе, посетили разные предприятия. Среди нас были женщины, и водитель заметил, что им тяжело спускаться с нижней ступеньки на землю.

И на следующий день он откуда­то принес маленькую скамеечку: сам выходил первым и ставил эту скамеечку. То есть на каждом рабочем месте, если сотрудник видит недоработки, он включает ум, интуицию и делает все от него зависящее, чтобы создать клиентам и коллегам комфорт.

И не важно, кто ты — подстригальщик кустов, водитель автобуса или экскурсовод.

Одна из самых поразительных вещей — это отношение корпорации «Тойота» к своим сотрудникам, которые делают замкнутый цикл. Компания строит дома своим сотрудникам, прокладывает ветку скоростного метро от дома, где живут сотрудники к своему офису, покупает поезд и запускает его. Это делается для того, чтобы сотрудникам было удобно. И прежде всего от этого выигрывает работодатель. И я, как работодатель, прекрасно это понимаю. На сегодня именно социальная ответственность, или социальность бизнеса, в Росси тоже начинает появляться, но только начинает. В Японии это сделано достаточно давно. То путешествие по Японии, знакомство с ее историей, архитектурой, скульптурой, с действующими бизнес­предприятиями увязало для меня в единое целое основы культуры, основы философии, буддизма, которые сильно развиты в Японии, с японскими принципами бизнеса. И я искренне считаю, что многие вещи, внедренные в Японии, легко ложатся на русскую почву.

Принимай управленческие решения с учетом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям.

— Это полностью согласуется со всей современной теорией бизнеса и менеджмента, и действительно мы должны видеть конечную цель, в которую хотим привести свою компанию или достигнуть в любом производственном процессе. Мы понимаем, что если сегодня это требует каких­то затрат, то мы должны понести такие затраты. Или же сегодня мы получим меньше прибыли, но завтра получим ее в большем объеме. Все это полностью соответствует тому видению, которое на сегодня есть в России.

Но и в Японии тоже. В Японии, конечно, другая ситуация — там профициты, там дефляция, то есть цены там все время снижаются. И там очень большая денежная масса. Правда, сегодня Япония уже не вторая страна по денежной массе, а третья. Япония дает очень серьезные экономиче­ские показатели. И кризисы ей не мешают. Долгосрочная цель в любом деле должна быть. Ну а кризисы приходят и уходят, ведь мир развивается циклично. Поэтому я не считаю, что кризисы мешают достижению долгосрочной цели.

Процесс в виде непрерывного потока способствует выявлению проблем.

— Безусловно, потому что проблемы видны, только когда идет непрерывный поток как информации, так и работы. Очень важно, чтобы в компании был «наблюдатель», который видит этот поток, видит проблемы, потому что люди, вовлеченные в процесс, особенно когда он постоянный, зачастую не видят, не чувствуют их. В том­то и состоит задача руководителя: смотреть со стороны на процесс, не вовлекаясь, вплоть до его осуществления. Есть отчетности, есть показатели, которые мы внимательно мониторим.

Также есть плоский метод внедрения, который тоже помогает избежать проблем. И самый важный метод — это создание рабочих групп, куда входят как руководители, так и представители того самого потока, в который они втянуты, то есть исполнители. Такие смешанные группы, существующие в современном менеджменте, позволяют выявлять проблемы «со дна» компании. Классический пример: спросите у уборщицы, что не так в вашей компании, и она все расскажет.

Используй систему вытягивания, чтобы избежать перепроизводства.

— Я не знаком с системой вытягивания.

Распределяй объем работ равномерно (хейдзунка): работай как черепаха, а не как заяц.

— Все правильно, потому что очень важна стабильность. Именно стабильность дает качественный результат и долгосрочную перспективу. Быстрый старт позволяет опередить на какое­то время конкурентов, но потом нужно в любом случае работать очень ритмично, спокойно, по плану. План в экономике никто не отменял, несмотря на все перестройки. Здесь не сказано «медленно». Надо двигаться не медленно, а именно равномерно. Заяц скачет, а черепаха идет. И не значит, что медленно. Это смотря с чем сравнивать: кто­то движется и медленнее черепахи — например, улитки. Но, заметьте, черепаха и живет дольше всех! И если компания будет двигаться по принципу равномерности, распределяя силы, тоже имеет шансы прожить очень долго.

Сделай остановку производства с целью решения проблем частью производственной культуры, если того требует качество.

— Безусловно, потому что если теряется качество, значит, рано или поздно ты потеряешь клиентов, а с ними и денежный поток. Это видно в очень многих аспектах нашей деятельности. В самых бытовых: в ресторанах, в магазинах, в предметах бытовой техники. Если теряется качество, происходит отток клиентов от той или иной марки, бренда, заведения. Поэтому, если начинаются проблемы с качеством, значит, лучше остановиться, проанализировать, найти причину и только затем двигаться дальше.

Есть кволити­менеджмент, есть требования. Насколько я знаю японскую методику, создание рабочих групп качества позволяет выявить эту проблему. В чем же тогда состоит проблема?

Иногда в неверно поставленных показателях. Например, неверно закуплены технологии, или неправильно ориентирован процесс, или причина проблем кроется в невнимании к самому персоналу. Может быть все, что угодно. Нужно собирать рабочую группу, в которую входят представители всего производственного процесса, и действительно проанализировать, понять, расписать, где происходит сбой.

Поэтому я считаю, что рабочие совещания, когда собираются только руководители, зачастую не дают эффективного результата, не выявляют проблем. Топ­менеджеры могут обсуждать экономические, юридические проблемы. И вообще любые вещи, которые не связаны с тотальным процессом производства любого вида продукции. Но когда мы говорим о проблеме качества, то качество — это понятие тотальное, которое начинается с момента задумки и до закупки каких­то исходных материалов, до выпуска готовой продукции. В это время происходит трансформация продукта по всей цепочке. И раз у нас существует цепочка, то в данном совещании по качеству (назовем так этот процесс) должны участвовать все представители цепочки, то есть от закупок до ее выпуска.

Стандартные задачи — основа непрерывного совершенствования и делегирования полномочий сотрудникам.

Алексей Душкин
Журнал "Управление персоналом" №8, 2012 г.


интервью

Государство — никчемный собственник
Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев в интервью старшему редактору «HBR — Россия» Евгении Чернозатонской объясняет, почему никакими мерами корпоративного управления государство нельзя превратить в эффективного собственника и почему приватизировать госактивы надо быстрее.

Любой руководитель желает знать, чем дышат его конкуренты
Когда Китай решил полностью закрыться от «отсталого» мира (1600 г.), то вместо развития получил застой. Итак, вопрос. Как компании соблюсти золотую середину и общаться с внешним миром, получая «свежую кровь» в виде новых сотрудников, и в то же время уберечь компанию от излишней открытости (потеря секретов, финансов, персонала и т. д.)?

и не только

Виды стратегий развития для малых предприятий
Чтобы стать стратегией развития, текущий набор проблем и задач фирмы должен превратиться в систему: все мероприятия должны быть ориентированы на долговременные цели, увязаны по ресурсам и времени, а также должны эффективно сочетаться и дополнять друг друга. Многообразные стратегии, которые используют фирмы, являются лишь модификациями нескольких базовых стратегий. Каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии среды.

Инновационный менеджмент. Причины неудач в России
Все сейчас озадачены только одним – сделать нашу экономику «инновационной». А она так сопротивляется, что дальше некуда. Бизнесу инновации не нужны. А ведь в СССР искомое было и весьма успешно развивалось. Пусть криво и с закосом под оборонную промышленность, но было. И мы все потеряли. Сможем ли построить заново?