Кадровый менеджмент

Заемный труд: тройная выгода

Людмила Голубоцких
07 июня 2012 г.
Компания Coleman Services одна из первых в России стала предоставлять эти услуги, и сегодня считается одним из лидеров аутстаффинга/лизинга персонала в нашей стране. На вопросы «ЭП» отвечает исполняющий обязанности руководителя направления по подбору временного персонала компании Coleman Services Москва Людмила Голубоцких.

"Мы выступаем за принятие закона о заемном труде, но такого, в котором будут урегулированы интересы трех сторон — заказчика, провайдера и сотрудника. В этом законе должны быть четко прописаны и разграничены права, обязанности, ответственность и гарантии каждой из сторон."

"Coleman Services действует строго в рамках Трудового законодательства и Гражданского кодекса. Мы обладаем мощной юридической поддержкой, и находимся в курсе последних тенденций и изменений на рынке, кадрового и налогового законодательства, законов по охране труда."

Людмила Голубоцких, исполняющий обязанности руководителя направления по подбору временного персонала компании Coleman Services Москва

На фоне активной интеграции России в мировую экономику в стране очень активно развивались и применялись технологии заемного труда – такие как аутстаффинг, лизинг, предоставление временного персонала.

Аутстаффинг – вывод персонала за штат компании Клиента и оформление персонала в штат компании-провайдера.

Лизинг – подбор и предоставление персонала компании-провайдера для работы в компании Клиента.

Временный персонал — предоставление штатных специалистов компаниипровайдера для работы в компании Клиента на срок от одного дня до 2-3 месяцев.

Несмотря на то, что именно эти HR решения дали возможность крупным западным компаниям пережить кризисы 1998 и 2008 годов, практика использования этих услуг пока не пользуется в России той же популярностью, что в Америке или Европе.

Одна из главных причин – несовершенная законодательная база..

- ЛЮДМИЛА, УСЛУГАМ АУТСТАФФИНГА/ЛИЗИНГА ПЕРСОНАЛА В САМЫХ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА УЖЕ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ ЛЕТ. А КАК ОБСТОИТ ДЕЛО В РОССИИ?

— В западных странах данная практика уже полностью сложилась: это законодательнооформленная услуга, с четко проработанным механизмом реализации.

В 1998 году мы стали одними из первых на российском рынке, кто предложил услугуаутстаффинга/лизинга персонала, и первыми нашими Клиентами стали именно западные компании. В кризисные годы именно эти услуги позволили им оптимизировать свой бюджет и сохранить ценный персонал. Сегодня заемный труд становится востребованным и отечественными компаниями. Как правило, это крупные, динамично развивающиеся отечественные корпорации.

Специализация предприятия в данном случае не имеет решающего значения, однако в основном к заемному труду прибегают FMCG компании, производственные предприятия, банки, фармацевтические компании, а также IT и Telecom компании.

- СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА ПОПУЛЯРНОСТИ АУТСТАФФИНГА В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ?

— Хочу отметить, что в России спрос на услугу аутстаффинга/лизинга персонала ежегодно увеличивается в среднем на 15-20%. А в 2010 году был зафиксирован рост на 30% - цифры говорят сами за себя. И эти показатели могли бы быть выше, но, к сожалению, основным сдерживающим фактором развития заемного труда в России является отсутствие правовой базы.

До сих пор нет закона, который бы регулировал отношения всех трех сторон — провайдера, Клиента и сотрудника.

Более того, еще полтора года назад в Госдуму был внесен законопроект о запрете заемного труда, который вызвал широкий резонанс в бизнес-среде. Законопроект в том виде, в котором он был представлен, это реальная угроза не только бизнесу, но и инвестиционному климату в стране. В случае его принятия, по разным оценкам, убытки компаний могут стать настолько высокими, что приведут к сокращению производства и даже его возможному выводу с территории России. А для сотрудников, работающих по схеме заемного труда – это 100% потеря работы. Автоматически вырастет и уровень безработицы в стране.

- ВЫ СКАЗАЛИ, ЧТО В РОССИИ НЕТ ПРОРАБОТАННОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ДЛЯ ЗАЕМНОГО ТРУДА. КАКИЕ ЖЕ ВЫГОДЫ НЕСУТ АУТСТАФФИНГ И ЛИЗИНГ ПЕРСОНАЛА ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ? СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ДЛЯ КОМПАНИЙ,КОТОРЫЕ ОБРАЩАЮТСЯ К COLEMAN SERVICES, КАКИЕ ЛИБРИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С РОССИЙСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ?

— По своей сути аутстаффинг/лизинг персонала – предельно прозрачный механизм. Для Клиента нет рисков, несмотря на отсутствие законодательной базы, поскольку мы действуем строго в рамках действующего Трудового и Гражданского кодексов.

- В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ КЛИЕНТОВ?

  1. Возможность эффективно перераспределять статьи бюджета (в т.ч. затраты на тренинги и компенсационные пакеты)
  2. Снизить юридические и трудовые риски, связанные с персоналом;
  3. Оптимизировать количество сотрудников в штатном расписании;
  4. Снизить издержки на подбор персонала, кадровое делопроизводство и расчет заработной платы;
  5. Возможность привлекать специалистов на проектную работу;
  6. Снизить объем административной работы, связанной с оформлением командировок и предоставлением социальных льгот.

Мы оказываем нашим Клиентам юридическую поддержку, поддержку в области налогообложения, охраны труда и т.д. Кризис 2008 г. яркий пример практического применения этих услуг для бизнеса, о чем мы уже говорили ранее.

С другой стороны очевидную выгоду получили сами специалисты. На тот момент абсолютное большинство компаний приостановили прием сотрудников на штатные позиции. Мы же, привлекая специалистов на проекты у наших Клиентов, помогли очень многим людям найти новое место работы и иметь возможность обеспечивать свои семьи.

- КАКИЕ ОЧЕВИДНЫЕ ВЫГОДЫ УСЛУГИ АУТСТАФФИНГА/ЛИЗИНГА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ?

— Существует несколько категорий сотрудников, которым выгодно оформляться по схеме аутстаффинга/лизинга.

1. Студенты и молодые специалисты, заинтересованные во временных подработках.Компания-провайдер способна обеспечить их работой в удобное для него время в компаниях, отлично зарекомендовавших себя на мировом рынке. Польза очевидна: студент получает опыт, заработок, стаж; а компания – временного сотрудника на замену отсутствующего штатного, либо помощь в «горячие периоды».

2. Соискатели, стремящиеся работать в международной компании с громким именем, в которой большинство непрофильных основному виду деятельности позиций выведено за штат, и которая в силу обстоятельств не может предложить соискателю штатную позицию, но очень заинтересована, чтобы сотрудник работал так долго, как только сможет и захочет.

3. Линейные работники производств, выведенные в штат сервисной компании, которая полностью берет на себя их администрирование в кадровой и финансовой сфере и строго соблюдает нормы законодательства. Эти сотрудники, как правило, легко соглашаются на «заштатную» работу и, в принципе, не видят разницы между аутстаффингом и оформлением непосредственно в штате производственной компании.

Всем сотрудникам обеспечивается абсолютно прозрачное оформление в полном соответствии с Трудовым кодексом. Получается, что такая форма трудоустройства — это возможность строить свою карьеру в соответствии с желаниями и потребностями, возможность выбора работодателя без потери стажа или социальных льгот.

- КАК ЗА ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ СOLEMAN SERVICES В РОССИИ РАСШИРИЛАСЬ ГЕОГРАФИЯ ПРИСУТСТВИЯ ВАШЕЙ КОМПАНИИ И СПЕКТР ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ЕЮ УСЛУГ?

— Наша компания началась с небольшого офиса в Москве и первыми услугами были – подбор персонала в штат, лизинг и аутстаффинг персонала. Сейчас наша региональная сеть охватывает территорию России от Санкт-Петербурга до Южно-Сахалинска, 8 региональных офисов, 11 on-site проектов (представительства Coleman Services на территории Клиента), более 25 проектов на удаленной основе во всех регионах РФ. Мы можем оказывать поддержку Клиента из московского и из региональных офисов более чем в 70 городах страны. Coleman Services предоставляет целый комплекс HR услуг: от подбора персонала в штат до аутсорсинга кадрового делопроизводства и кадрового консалтинга.

Столь обширный спектр услуг: это возможность индивидуально для каждого Клиента решить вопросы в области HR комплексно.

COLEMAN SERVICES

Людмила Голубоцких
Газета "Элитный персонал" № 02 (620), март 2012 г.


интервью

Нужны ли трудовые книжки?
Глава Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Юрий Герций выступил против отмены трудовых книжек в России, которую предлагает Минздравсоцразвития. Руководитель Роструда полагает, что трудовая книжка нужна, потому что "она дисциплинирует и работника, и работодателя", и что "трудовые книжки еще рано отменять, особенно с точки зрения малых предприятий, которые к этому еще не готовы".

On-line конференция заместителя руководителя Рострда И.Шкловца РИА Новости
Вступительное слово Ивана Шкловца: Уважаемые читатели, тема трудового законодательства является всегда актуальной. Поскольку затрагивает интересы огромного количества граждан. К сожалению, со стороны работодателей мы фиксируем достаточно много нарушений. И чем больше работники будут знать своих прав, тем больше они будут противостоять нарушениям и создавать нормальные об отношения со своими работодателями. И накануне летнего сезона, безусловно, одна из самых востребованных тем является тема отпусков. Я думаю, что многим работникам не безынтересно будет узнать, как лучше или как правильнее себя вести в отношении со своим работодателем. С удовольствием отвечу на вопросы, связанные с этой тематикой.

и не только

Ответственность правопреемника за сохранность документов
Предлагаем вашему вниманию дело столь запутанное, что даже судам в нем пришлось разбираться не единожды и с изменением своей позиции (в центре внимания оказались документы РАО «ЕЭС России»). При этом нас будут интересовать позиции налогового органа и арбитражных судов в отношении следующих вопросов: несет ли правопреемник ответственность за документы, переданные предшественником на депозитарное хранение, но впоследствии не обнаруженные либо неправомерно уничтоженные предшественником? каков срок хранения счетов-фактур и с какого момента он исчисляется? как составить акты на уничтожение документов, которые могут заинтересовать налоговые органы?

Поменялось руководство. Надо ли перезаключать трудовые договоры?
Смена руководства компании - не такая уж и редкость. Бывает, к одному директору не успели привыкнуть, а тут раз - и первое лицо уже сменилось. Конечно, кадровика такие перемены не обходят стороной. Вот, например, трудо­вые договоры большинства работников подписаны быв­шим генеральным директором. И что теперь с ними делать? Переоформлять? Просто менять первую страницу? Заклю­чать дополнительные соглашения? Или вообще ничего не надо делать, а оставить все как есть?