Марина Борисовна, какое определение вы даете понятию аудит персонала?
Дать четкую формулировку не так просто, как кажется на первый взгляд, ведь не секрет, что эта процедура пока не имеет в нашей стране широкого распространения. Как правило, под аудитом персонала понимают выявление и оценку личностного потенциала сотрудников, а также оценку их соответствия корпоративной культуре и ценностям компании. Я бы сказала, что аудит персонала – это определение соответствия кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития.
Для чего проводится такая процедура?
Несмотря на то, что само название «аудит персонала » предполагает анализ работы сотрудников, в конечном счете, эта процедура проводится для оценки эффективности системы управления кадрами в организации. Аудит совершенно необходим предприятиям, которые стремятся выявлять управленческие и производственные ошибки на самых ранних стадиях. Известно, что неточности в работе сотрудников могут повлечь финансовые потери и нанести ущерб репутации компании. Аудит, в свою очередь, позволяет определить движущие и тормозящие силы внутри нее с точки зрения персонала.
В каких ситуациях организации проводят его чаще всего?
Как правило, он предшествует разработке кадровой стратегии компании. Кстати, часто это происходит после крупных сделок по слиянию, поглощению, а также во время крупномасштабных изменений на предприятии.
Верно ли то, что во время аудита персонала оценивается приверженность сотрудников корпоративным ценностям?
Да, в ходе процедуры анализируются не только система управления компанией и условия труда, но и уровень удовлетворенности и лояльности сотрудников. Кроме того, выявляются перспективные для компании кадры. По завершении аудита отдел по персоналу может сформировать программы их личного развития в рамках организации. Во время аудита анализируется уровень квалификации сотрудников, их потенциал. Руководящий состав оценивается, в том числе, и по их менеджерским навыкам.
Что дает компании эта процедура с практической точки зрения?
Если говорить о реальных «осязаемых» результатах, то данные аудита становятся основой для разработки корректировок некоторых управленческих процессов. При грамотном их внедрении компания получает: сокращение текучести кадров, повышение производительности труда, четкое определение потребности в обучении персонала. Важно и то, что структура, не пожалевшая времени и ресурсов на проведение аудита, может сэкономить значительные средства на поиск новых кадров. Дело в том, что служба персонала получает возможность на основании рекомендаций аудиторов разработать оптимальные методы подбора сотрудников различных уровней, сформировать эффективную управленческую команду.
Зачастую кадровики под аудитом персонала ошибочно понимают процедуру аттестации. В чем же именно состоят различия?
От аттестации аудит персонала отличают, прежде всего, более глубокие исследования, проводимые на основании специальных тестовых методик, психограмм, интервью и других инструментов. Анализируется должность сотрудника в рамках стратегии. Значимо и то, что при нем может быть охвачен более широкий спектр вопросов. Например, проводится диагностика организационной культуры компании и анализ бизнес-процессов, а также оценка эффективности информационных каналов.
Аттестация, в свою очередь, позволяет оценить квалификацию персонала с точки зрения соответствия занимаемым должностям, проинформировать людей о требованиях, предъявляемых компанией к каждой позиции, определить потребности в обучении, привести уровни заработной платы в соответтствие с профессиональным уровнем сотрудников. К тому же эту процедуру (в отличие от периодической оценки, которая регламентируется внутрикорпоративными актами) по закону можно проводить не чаще одного раза в год. Судите сами, какое она дает руководителям представление о работе отдельного сотрудника и компании в целом. А ведь держать «руку на пульсе» нужно постоянно.
Почему, на ваш взгляд, многие компании уделяют работе с персоналом все больше внимания?
Последнее время большинство организаций стали гораздо «трепетнее» относиться к своим людям в связи с «турбулентностью» рынка труда. Многочисленные «вихри» профессионалов и изменения «характеристик их состава» создают не только ажиотаж в отношении кадровой политики, но и просто заставляют компании задумываться о своем будущем. Руководители практически постоянно озабочены следующими вопросами: сможет ли организация достичь своих стратегических целей? Удастся ли разработать целенаправленные и отвечающие современным требованиям методики управления персоналом в условиях нестабильности и сложности экономической среды? Сумеет ли компания быть конкурентоспособной на рынке?
Эти проблемы беспокоят руководителей многих предприятий, и наша структура – не исключение. Мы понимаем, что ответы на эти вопросы во многом зависят от формирования эффективной кадровой политики. Кроме того, первые лица обязаны четко осознавать, какие люди требуются для того, чтобы управлять компанией и вести ее к стратегическим целям. В свете этой позиции аудит персонала играет очень важную роль. Например, мы постоянно анализируем текущее состояние дел в организации, сопоставляя полученную информацию с желаемыми результатами.
Как используются результаты анализа?
В зависимости от целей компании разрабатываются специальные программы по управлению персоналом для того, чтобы привлечь и удержать необходимых сотрудников.
Например, программы набора выпускников ведущих вузов и специальные программы их обучения.
В чем заключается роль высшего эшелона организации в управлении кадрами?
Безусловно, роль руководителей компании в работе с персоналом очень велика. В нашей структуре первые лица доступны для сотрудников, делятся своим опытом и знаниями, личным примером мотивируют людей на достижение стратегических целей, информируют и дают обратную связь. Иначе просто невозможно завоевать доверие подчиненных. Мы проводим специальные мероприятия, помогающие решать описанные выше задачи. Например, мы ежеквартально проводим так называемые «Встречи менеджеров», на которых топ-менеджеры компании информируют управленцев среднего звена об итогах деятельности компании и о планах на предстоящий период, делятся своим опытом, совместно обсуждают актуальные вопросы, дают возможность младшим коллегам поучаствовать в принятии решений по тем или иным вопросам, касающимся управления и деятельности фирмы в целом.
Надеюсь, у нас это получается.
Резюме
Марина Борисовна Павлова
Образование: в 1985 г. окончила экономический факультет Московского полиграфического института, по специальности «Экономика и организация полиграфической промышленности».
С 1996 г. имеет квалификационный аттестат Минфина в области общего аудита, с 2006 г. – диплом по Международным стандартам финансовой отчетности (ACCA Diploma in International Financial Reporting Standards – ACCA DipIFR рус).
По окончании вуза десять лет работала в издательском бизнесе.
С 1997 – аудитор компании Бейкер «Русаудит Дорнхоф, Евсеев и партнеры».
В 2001 г. назначена заместителем генерального директора «Русаудит Дорнхоф, Евсеев и партнеры» (ныне – «Бейкер Тилли Русаудит»).