Кадровый менеджмент

Настоящее лидерство идет через команду

06 июля 2012 г.
Понятие «управление командой» может показаться очевидным и понятным. Но когда мы говорим об этом, то часто обнаруживаем, что многим менеджерам не очень ясно, что это,— а для некоторых это даже идет вразрез с тем, что они думают о своих функциях.

Возможно, наша точка зрения на вопрос будет более понятной, если мы заменим «управление командой» на «управление через команду». Мы имеем в виду, что вы должны использовать социальную динамику команды для управления отдельными членами, а не управлять каждым по отдельности. Это важное различие, которое многие руководители упускают. Хотя они и осознают преимущества работы в команде, они предпочитают управлять своими сотрудниками, базируясь на индивидуальном подходе. Таким образом, они практически обречены на то, что их группы никогда не станут настоящими командами.

Команда представляет собой группу людей, которые выполняют совместную работу, преданы общей цели команды и готовы решать сложные задачи, связанные с достижением этой цели.

Команды более производительны и инновационны, чем просто рабочие группы. Они показывают результаты, которые превосходят то, что группы могут достичь на основе простого сотрудничества и координации. Эти выдающиеся результаты отражают так называемый «эффект команды»: люди работают лучше, когда они чувствуют себя частью команды. Приверженность членов команды их совместной работе создает сильные социальные и эмоциональные связи между членами, которые верят в то, что «нас» всех вместе ждет либо успех, либо поражение и что никто не может преуспеть, если не преуспеет команда. В каждой команде «мы» стоит впереди «я». Если вы не были частью команды сами, будет трудно понять то возбуждение, которое порождается ощущением того, что «мы» можем достичь чего-то вместе.

Это взаимные обязательства, это «мы», мощные межличностные связи между членами группы происходят из двух взаимосвязанных источников:

Общее чувство цели. Каждая высокопроизводительная команда считает, что есть веская причина для ее существования и что мир станет лучше от того, что она делает. Их цель — не задача или работа сама по себе, а то благо, которое она обеспечивает. Это разница между «мы трем полы в больнице» и «мы предотвращаем распространение смертельной инфекции». Это то, что собирает людей вместе и заставляет их чувствовать себя частью чего-то большего, чем они сами.

Осязаемые реальные задачи, основанные на этой общей цели. Задачи должны быть конкретными — иначе они быстро потеряют свою привлекательность. Чтобы поддерживать свою целеустремленность, каждая команда должна стремиться к конкретным, реальным достижениям, которые будут вести к реализации общей цели.

Проще говоря, конечная цель и связанные с ней промежуточные результаты становятся цементирующим фактором, который держит команду вместе. Благая цель без конкретных задач — это просто мечта. Задачи без цели — бесполезная деятельность. Одних целей и задач не достаточно. Команде также нужна ясность. В частности, члены команды нуждаются в ясном представлении о:

  • Ролях и обязанностях членов команды — не каждый может делать все что угодно.
  • Важных рабочих процессах — том, как команда выполняет свою работу, например таком, как принятие решений.
  • Ценностях, нормах и стандартах, которые определяют, что члены команды ожидают друг от друга — как, например, следует вести себя в конфликтной ситуации.
  • Видах обратной связи и показателях, необходимых для оценки продвижения к цели.

Эти базовые повседневные аспекты командной инфраструктуры необходимы, чтобы обеспечить гладкую работу команды и свести к минимуму конфликты.

Необходимо также понимать, что реальные команды возникают спонтанно, когда присутствуют необходимые условия. Команда не может быть создана по приказу, а руководитель не может диктовать общую цель, — члены команды должны выбрать ее сами, хотя, безусловно, руководитель может предложить, а команда обсудить.

Таким образом, вместо того чтобы приказывать и направлять, вы как лидер группы должны предлагать, поддерживать, определять, фокусировать внимание, говорить о важных вещах, формировать ожидания, вести обсуждение и проводить оценку деятельности в отношении условий, способствующих спонтанному формированию команды. Ваши официальные полномочия могут быть полезны для того, чтобы направлять усилия и внимание на правильные вопросы и условия. В конце концов, только сами участники группы могут сформировать команду, самостоятельно взяв на себя обязательства в отношении общей цели.

Harvard Business Review Russia


статьи

Дьяволята организационных структур
Репутация бывает не только у людей, но и слов. Хорошие термины существуют и в управлении организацией. Но часто на практике их смысл настолько искажен, что в результате правильные идеи подменяются неэффективными методами. Мода на определенные понятия (миссия, децентрализация и т.д.), пропущенная сквозь желание быстрых результатов и легких решений, создает ошибочные стереотипы. Не исключением стали и термины, используемые при оптимизации организационных структур.

Психогеометрические типы собеседников
Психогеометрию можно определить как практическую систему анализа личности, позволяющую определять форму и тип личности партнера по общению; давать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека, а также составлять сценарии поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях. Эти знания позволят вам прогнозировать поведение собеседника и дифференцированно управлять процессом коммуникации. С точки зрения психогеометрии людей можно подразделить на пять типов.

и не только

Общество изгоняет умных
Современный человек в своем развитии недалеко ушел от обезья­ны, жизнь его определяют те же законы, что и десятки миллионов лет назад, и будущее не сулит человечеству ничего хорошего. Эволюционист, палеоневролог, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы ­Института морфологии человека РАМН Сергей Вячеславович Савельев рассказывает об эволюции и деградации мозга и делится своими прогнозами развития человечества.

Михаил Яковлев: "Топ" должен уметь стратегически мыслить, формировать команду и презентовать свои идеи"
Холдинг «VimpelCom Ltd.», в результате объединения в апреле 2011 года с Wind Telecom вышедший на рынки двадцати стран мира, продолжает традиции российского «ВымпелКома» и делает ставку на подготовку «топовых» руководителей в самой компании, вынося существующие программы внутри­корпоративного группового обучения и фор­мирования кадрового резерва на наднацио­нальный уровень. О принципах и механизмах использования обширного внутреннего ре­сурса корпорации для развития сотрудников рассказывает Михаил Яковлев, вице-прези­дент по организационному развитию и работе с персоналом бизнес-единицы «Россия».