Кадровый менеджмент

О конкретных мерах по сохранению коммерческой тайны я говорить не буду, поскольку это тоже является коммерческой тайной

Этические нормы превыше бизнес-целесообразности

Владислав Лапинский
12 марта 2012 г.
По словам Евгения Кривошеева, проблема информационной безопасности стоит сейчас достаточно остро. IT-технологии позволяют делать многие вещи. Все, что мы можем делать с технической точки зрения укрепленности своей коммерческой тайны, компания делает. «Но никуда не уйдешь от порядочности, личной ответственности сотрудника. Есть риски ухода информации по вине персонала - их исключать нельзя. Есть ответственность у людей, допускающих в отношении третьих лиц действия, которые могут повлечь серьезные финансовые потери. О конкретных мерах по сохранению коммерческой тайны я говорить не буду, поскольку это тоже является коммерческой тайной, – говорит эксперт. - Как сказал Сэм Уолт, этические нормы превыше бизнес-целесообразности». Если человек пришел с целью вести шпионаж, он проработает в компании недолго. По многим факторам будет заметно об уходе информации - все каналы можно просчитать, особенно если следить за этим, что мы и делаем.

Евгений Кривошеев, операционный директор сети.

Если у потенциального сотрудника есть доступ к информации, содержащей коммерческую тайну, мы серьезно подходим к его отбору. Очень важны рекомендации с предыдущих мест работы. Мы общаемся внутри бизнес-сообщества между собой очень тесно, получаем рекомендации или мнения о том или ином сотруднике. Но это не может играть ключевой роли - дискриминации нельзя допускать. Тем не менее, это абсолютно нормальный процесс: получить рекомендацию с предыдущего места работы, понять, почему он хочет сменить компанию - не было ли каких-либо неприятных прецедентов с его стороны? Очень многие, что импонирует, ведут себя порядочно, говоря: «Извините, мы не можем ответить на ваш вопрос - это является коммерческой тайной». Если люди чувствуют ответственность за предыдущего работодателя, это большой плюс. Значит, так же ответственно они будут подходить и к работе в нашей компании.

Смотри и внедряй! или: Скрыть от конкурентов? Невозможно!

По словам эксперта, часто бизнес-разведка становится бесполезной. «Что мы можем скрыть? Акции, которые будем проводить через две недели? Лучшие коммерческие условия для сотрудников по сравнению с конкурентами? Наверное, это важно для ведения бизнеса, но еще более важно человеку, который является лидером процесса, максимально эффективно выполнять свою работу», - комментирует Евгений Кривошеев. Тогда не нужно будет вести бизнес-разведку: пусть этим занимаются конкуренты – тратят на это свое время и силы. Я никогда не задумывался о внедрении бизнес-разведки, т.к. все полезное, что ты можешь внедрить у себя в компании, зачастую лежит у конкурентов на поверхности. Смотри и внедряй! Можно зайти к конкуренту в магазин и оценить, почему у него лучше отлажен тот или иной процесс. Многое можно сравнить и проанализировать причины своих неудач. Эта информация необязательно зарыта в недрах компьютера. Бизнес-разведка для этого не нужна.

Тайн в бизнес-сообществе быть не может!

«Все мы живем в бизнес-сообществе, и тайн быть не может. Любое действие станет известным. Поэтому при ведении несправедливой игры, при совершении негативных поступков мы приходим к осложнению отношений с поставщиками, покупателями. Я допускаю, что есть злоупотребления со стороны нерадивых сотрудников компании.

Например, слив информации, но это в любом случае станет рано или поздно всем известно. К нам в сети конкуренты подсылают людей, чтобы снять информацию», - приводит примеры наш собеседник. Сети мониторят друг друга ежедневно, узнают цены на полке. Некоторые сети просто договариваются и подписывают соглашение о допуске мониторщиков. Это не является, по словам эксперта, нарушением и злоупотреблением. Без этого не обойтись: мы обязаны держать руку на пульсе и контролировать ситуацию вокруг себя. Это самый распространенный вид сбора информации. То же самое и в других странах. В Венгрии пошли дальше с точки зрения проникновения IT технологий. У них есть страница на Фейсбуке, много интернет-пиратской рекламы. Сети выкладывают у себя на странице в Фейсбуке рекламные ролики и привлекают пользователя просмотреть их, они используют любую возможность для того, чтобы покупатель увидел как можно больше раз название магазина. В интернет-технологиях часто используются грязные приемы, когда нерадивые конкуренты путем интернет-публикаций выливают грязь друг на друга. Это могут быть статьи, где конкуренты рассказывают о якобы незаконном поведении той или иной сети. Но все рано или поздно все равно становится всем известным - шила в мешке не утаить. Достаточно открыть жалобную книгу в Интернете и увидеть, кто чем грешит.

Сети являются частью крупного холдинга. «Мы много работаем, постоянно учимся. В том и секрет, что у нас есть внутренние тонкости, которые мы применяем в развитии. За счет этого пытаемся толкаться плечами с монстрами розничной торговли. На рынке два масштабных оператора, с которыми достаточно сложно конкурировать», - говорит эксперт. - Хорошо, что конкуренция на сегодняшний день есть, иначе мы бы не увидели того развития, качества, к которому стремимся. Все бы находились в расслабленном состоянии эйфории, не прибегали бы к изощренным методам привлечения покупателей, довольствуясь тем, что есть».

Бороться с болтунами бесполезно!

Эксперт считает, что бороться с болтунами бесполезно. Все, что предусмотрено законодательством в рамках предоставления той или иной информации покупателю, мы обязаны предоставлять – сертификация, лицензирование, разрешительные документы. Что касается коммерческой информации, то покупатель не придет и не спросит по своей воле: «По какой цене вы собираетесь закупать картошку?». Соответственно, человек приходит собрать информацию с какой-то целью – его могут и подослать. При возникновении подобных вопросов директора магазинов адресуют этих людей к специалистам. Они в рамках своих полномочий отвечают на вопросы, на которые могут ответить. У директора магазина есть определенная схема коммуникаций, по которой он отвечает на вопрос или переадресовывает его другому сотруднику.

Для некоторых слив «черной» инфы в Интернет – хобби

Трудно оценить, когда публикации в Интернете являются заказными или правдивыми, поскольку люди пишут очень изощренно, а у некоторых это хобби. Некоторые люди приходят в магазин не для того, чтобы, совершив покупку, поругаться, пожаловаться, сбросить негативную энергию. Это явление носит название «потребительский экстримизм». В Венгрии мы задавали вопрос, насколько он развит, т.к. венгры тоже с этим сталкиваются. Но надо помнить, что адекватная жалоба - это всегда благодарность, поскольку тебе указали на твою ошибку, которую ты можешь быстро исправить. Жалоба - как подарок. Если люди действительно объективно оценивают нашу работу, мы оперативно реагируем, корректируем работу. У нас есть в Интернете жалобная книга, где каждый человек может оставить отзыв о продукте, сотруднике - и мы всегда оперативно реагируем.

Эксперт считает, что практика «золотого якоря» будет с каждым годом все более актуальной и для России.

Справка. Розничное направление компании «ВКТ» - развивает три собственные продуктовые сети: «Райцентр», «Райцен» и «Точка». Сети представлены в Нижнем Новгороде, Верхней Верее, Кстово, Бору и других областных городах Нижегородской области. В три сети входят 64 точки. В сети работает более 1200 человек.

Владислав Лапинский
Журнал "Управление персоналом" #3, 2012 г


статьи

Переносчики стабилококка
Станционный смотритель. Орган творческой эмиграции г. Волобое

Стратегия компании сквозь призму опыта Cisco и Мир после кризиса
За время кризиса прибыль Cisco утроилась, акции компании подорожали в четыре раза. О том, как корпорации удалось добиться столь впечатляющих результатов, рассказал Индер Сидху, старший вице-президент по глобальной стратегии и планированию операций компании. Главная причина успеха, по мнению автора, кроется в умении достигать взаимоисключающих целей.

и не только

Любой руководитель желает знать, чем дышат его конкуренты
Когда Китай решил полностью закрыться от «отсталого» мира (1600 г.), то вместо развития получил застой. Итак, вопрос. Как компании соблюсти золотую середину и общаться с внешним миром, получая «свежую кровь» в виде новых сотрудников, и в то же время уберечь компанию от излишней открытости (потеря секретов, финансов, персонала и т. д.)?

Хорошая привычка находить взаимопонимание
Перевели дух после шествия и второй Болотной — и что дальше? Писатель Борис Акунин предложил провести «праймериз идей», касающиеся поведения на президентских выборах, причем исключительно в неполитической части протестного движения.