Кадровый менеджмент

К чему склонна ваша корпоративная культура при поиске партнеров?

Надя Крылов, бизнес-тренер, консультант по управлению
24 января 2005 г.
Чаще всего мы рассматриваем корпоративную культуру с внутренней точки зрения. Это означает, что мы анализируем взаимосвязи внутри компании, ее «дух», атмосферу, сплоченность коллектива и тому подобное. Давайте посмотрим на корпоративную культуру в другом ракурсе и постараемся определить, какие понятия, связанные с ней, могут нам помочь при выборе потенциальных партнеров по бизнесу? Под партнерами будем понимать нечто большее, чем потенциальные клиенты (даже если они могут стать постоянными или долгосрочными), большее, чем потенциальные поставщики, а именно — «гибрид» или некий «интерфейс» между двумя организациями, который создает определенную взаимную зависимость и ответственность на протяжении определенного времени.

Несколько лет назад мне довелось общаться с тремя компаниями, работавшими над совместным долгосрочным проектом. Толщина контракта, оговаривавшего все условия и детали сотрудничества, составляла не менее 10 см. Несмотря на то, что все было расписано, все действия, казалось, были согласованы, их сотрудничество закончилось большим скандалом. Этого скандала можно было бы избежать — он не был случайностью или «судьбой», а возник из-за неадекватного подхода к созданию партнерства. Неадекватность заключалась именно в недостаточной чувствительности к корпоративным культурам: если бы она проявилась с самого начала, скорее всего, эти три компании не оказались бы в одной «упряжке», а если бы и оказались , то при совершенно других условиях.

Чему может научить эта история?

Попробуем выразить это с помощью рекомендаций, которые покажут нам то, чего не хватало в описанной скандальной ситуации.

Рекомендация А. Соберите на совещание вашу команду и вместе подумайте над тем, каким вы видите своего потенциального партнера. Дискуссия должна строиться на всех базовых вопросах о вашем бизнесе (например, о том, какие выгоды вы ожидаете получить от сотрудничества).

  • Основано ли оно на власти с одной стороны и зависимости с другой?
  • Какой баланс сил и способностей существует между сторонами?
  • Отношения какого формата или типа представляет эта возможность?

Также нужно подумать о том, что вы собой представляете с ИХ точки зрения, что вы друг другу можете вообще предложить? Для ответов на эти вопросы по ходу подготовки можно заполнить следующую таблицу:

Другие общие оценки можно дать с помощью такой таблицы:

После того, как картина о том, представляем ли мы для друг для друга интерес на уровне взаимных выгод, станет ясна, продолжаем задавать следующие вопросы.

  1. Каким должно быть финансовое состояние партнера? Скажем, отношение текущих оборотных активов к текущим пассивам должно быть 2 : 1. Используйте любые другие показатели, с помощью которых вы оцениваете финансовое здоровье вашей компании.
  2. Какой стиль отношений с вами представляется вам допустимым? Определите минимум вежливости, ниже которого ваши отношения существовать уже не могут (например, они всегда должны отвечать вам в день вашего звонка).
  3. Каково их отношение к работе, то есть какова их корпоративная культура и как она отражается на качестве их продукции? Какую планку качества они для себя установили?
  4. Как корпоративная культура заставляет их действовать в форс-мажорных обстоятельствах? В одной культуре дождь, пробки на дорогах, солнечные или магнитные бури вполне могут рассматриваться как форс-мажор, избавляющий от всех обязательств, а в другой — и землетрясение не помешает компании выполнить обещание. Что вам ближе?
  5. Есть ли у них целостный взгляд на собственную компанию? Если есть, то насколько он детален?
  6. Какую роль они хотят играть и какие цели перед собой ставят?
  7. Совпадают ли их представления с вашими?
  8. Насколько далеко они, по сравнению с вами, заглядывают в будущее? Например, готовы ли вы работать с компанией, которая планирует доходы только на ближайшие полгода, если сами вы думаете на пять лет вперед?

После того, как ваш анализ показал, что они «вписываются» в картину как ваши потенциальные партнеры, можете приступать к действиям — аккуратно, обдуманно и осторожно, с пробным проектом.

Рекомендация Б. Запустите небольшой совместный проект, в котором на карту будет поставлено совсем немного, и НЕ подписывайте письменного контракта.

Обсуждайте ваши совместные шаги устно и не слишком вдавайтесь в детали. Проект должен быть очень простым. Это может быть, например, организация конференции, где обе команды представят свои взгляды на будущее партнерство. Важно НЕ расписывать все в договорах, а наоборот, оставить кое-что «в тумане», размытым и не совсем определенным. (Конечно, это ересь! Но это может оградить вас от больших страданий).

В ходе реализации проекта понаблюдайте за тем, как ваши партнеры работают без контракта, без точного представления о глобальных совместных целях (но помните, что при этом они будут наблюдать за вами).

Все время держите перед собой те критерии качества партнера, которые вы определили для себя, и дотошно (как зоолог или антрополог) сравнивайте реальность с идеалом.

Думайте в терминах человеческой природы, а не в терминах юриспруденции. Думайте о совместимости ваших корпоративных культур. Если ваши корпоративные культуры не совсем совместимы, нужно подумать о том, насколько это будет серьезно для вас в плане потенциальных проблем.

В той компании, о которой я говорила ранее, все партнеры с самого начала смотрели друг на друга через призму жесткого контракта. Это все равно, как если бы юноша и девушка пришли на свое первое свидание, вооружившись брачным контрактом и полагая, что если адвокаты все написали правильно, то брак будет долгим и счастливым. Поженившись, они, скорее всего, обнаружат, что абсолютно несовместимы по всем без исключения пунктам договора.

Не давайте приступам жадности или страха захватить над вами власть.

Партнеры в моем примере не говорили ни о чем, кроме денег или о том, что с ними связано. Они полагали, что общее стремление обогатиться сделает партнерство плодотворным.

Работа в атмосфере страха и подозрительности превратит вас либо в жертву, либо в хищника. Конечно, вы можете оправдывать свою жестокость тем, что действуете в целях самозащиты, защиты своих детей, родителей или даже животного мира. Трудно сказать, какая роль более опасна для вас в долгосрочной перспективе — роль жертвы или роль обороняющегося хищника.

Отсутствие альтернативы сделает вас абсолютно зависимым. Соберите свою команду и выработайте запасные решения на случай того, что ваш партнер не будет соответствовать вашим требованиям. Даже не начинайте переговоры с ним, если не уверены, что сможете выжить без его поддержки. Альтернатива должна быть всегда, без нее работать нельзя.

Если ваш пробный проект пройдет успешно, вы можете перейти к более ответственному.

Опишите на бумаге те моменты вашего сотрудничества, которые требуют прояснения, и не делайте больше того, что нужно: переизбыток письменных документов с печатями может создать у вас иллюзию того, что дело сделано. Контракт как таковой не обеспечит вам полной безопасности и надежности — он дает лишь ясность. Если вы не чувствуете уверенности в вашем партнере без контракта, вы не почувствуете себя лучше и после его подписания. Если вы не можете работать без контракта, то вы либо не прошли первого испытательного этапа, либо жадность и страх взяли верх над вашим разумом. В таком случае вы не будете способны увидеть те огромные препятствия, которые стоят на вашем пути в области ваших корпоративных культур. Это может обернуться для вас не только большой головной болью, но также и потерей возможности найти правильных партнеров, поскольку вы будете настолько отвлечены на решение проблем с неподходящими, что нужных просто прозеваете!

Кадры предприятия №2 / 2003
Надя Крылов, бизнес-тренер, консультант по управлению
Агентство Бизнес Новостей


статьи

Отзыв на книгу А.А. Калабина "Требуется харизматичный руководитель: в поисках эффективной системы управления"
Интеграция экономики России в мировую экономику выдвигает на первый план и делает актуальной проблему конкурентоспособности российских компаний. Чтобы соответствовать мировому уровню, российский бизнес должен стать созидательным, инновационным. Поэтому на первый план выходит проблема лидерства, которую блестяще раскрывает автор в своей книге, причем, показывает, почему механистические подходы к управлению не работают в современном мире (с. 40).

Проблема злоупотребления правами в корпоративных конфликтах
Входе функционирования акционерных обществ довольно часто возникают ситуации, когда одна из сторон корпоративного конфликта полагает, что ее оппонент недобросовестно злоупотребляет принадлежащим ему правом. Каким образом может быть использовано данное обстоятельство, какие шаги необходимо предпринять, чтобы нейтрализовать действия противника?

и не только

Мы несем серьезную ответственность перед клиентом за результаты сделки!
Время дешевых активов постепенно проходит, продавцы начинают адекватно оценивать их реальную стоимость. Слияния и поглощения становятся важнейшим фактором формирования эффективных бизнес-конструкций в экономике. Неизмеримо возрастает необходимость тщательного обоснования стратегической целесообразности и планирования сделок М&А По этим и другим актуальным проблемам рынка М&А в России с президентом Объединенной финансовой группы Ильей Щербовичем беседует обозреватель Меле Павловский.

Сначала надо подготовить почву
Директор московского офиса McKinsey Геннадий Газин считает, что российские компании, внедряющие передовые управленческие методики, нередко совершают как минимум две роковые ошибки.

СЕКРЕТФИРМЫ: Как вы считаете, в каких областях управления сосредоточены основные проблемы российских компаний?ГЕННАДИЙ ГАЗИН: Обобщать здесь очень сложно. Компании, которые занимаются природными ресурсами, обеспокоены одними вещами, занимающиеся же потребительскими товарами — совсем другими. Общая же тенденция такова: бизнес перестает конкурировать на локальных рынках и начинает выходить за пределы своего региона. Мир становится маленьким, а рынки — тесными. Параллельно идет масштабная консолидация отраслей. Для многих компаний сейчас очень актуальны вопросы логистики. Еще я бы добавил управление персоналом. На примере многих проектов мы видим, что ключевые проблемы компаний обусловлены не нехваткой денег, не низкой эффективностью внутренних процессов, а дефицитом профессионалов, как в сфере маркетинга или закупок, так и на производстве. СФ: А какими факторами вызван рост спроса на новые управленческие концепции и технологии? ГГ: Естественно, в первую очередь внешними: происходит интеграция бизнеса на национальном и даже мировом уровне, и растет конкуренция. Однако внутренние стимулы тоже есть. Так, многие компании уже переболели детскими болезнями и достигли стадии стабильност